План внеурочной деятельности в 1-4 классах ГБОУ лицей № 144 на 2015-2016 учебный год

I.             Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в ГБОУ лицее № 144 используется план внеурочной деятельности -  нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

План внеурочной деятельности разработан в соответствии с Приказом МОиН РФ от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования…», с приказом  МОиН РФ от 22 сентября 2011 года за №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования…». План внеурочной деятельности ГБОУ лицей № 144 определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (675 ч. за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможности  ОУ.

II.      Целевая направленность, стратегические и тактические цели  внеурочной деятельности

План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин , обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

 Модель организации внеурочной деятельности  ГБОУ лицея № 144- оптимизационная, в ее реализации принимают участие педагогические работники учреждения. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Механизм конструирования оптимизационной модели:

1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.

2.     Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

-                      получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);

-                      знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);

-                     получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.

Эффективное конструирование оптимизационной модели   внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

1.     Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.

2.  Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

3.     Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,

4.     Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.

5.  Принцип учета возможностей учебно-методического  комплекта, используемого в образовательном процессе.

6.    Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

1)      расширение общекультурного кругозора;

2)      формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

3)      включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

4)      формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

5)      участие в общественно значимых делах;

6)    помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

7)      создание пространства для межличностного  общения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

Внеурочная деятельность может быть организована   по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско- краеведческая деятельность.

 При организации внеурочной деятельности обучающихся ГБОУ лицей № 144 могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.

ГБОУ лицей № 144 организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Направление

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Общекультурное Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Духовно-нравственное

 

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Общеинтеллектуальное Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.
Социальное Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность,

социально- значимой деятельности.

 

 

III.             Режим организации внеурочной деятельности

 

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется  с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми  осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).

Расписание занятий  включает в себя  следующие нормативы:

- недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;

-недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;

- количество групп по направлениям.

Продолжительность учебного года составляет:

1 классы – 33 недели;

2-4  классы -  34 недели.

Продолжительность учебной недели:5 дней.

Обязательная (максимальная) нагрузка  внеурочной деятельности обучающихся в ГБОУ лицее № 144 не должна превышать предельно допустимую:

 

Классы

1-4 классы

возможная нагрузка в неделю

до 10 часов

Продолжительность одного занятия составляет 35 -40 минут (в соответствии с нормами  СанПин.)  Между началом внеурочной деятельности и  последним уроком организуется перерыв не менее 50 минут    для отдыха детей.

Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности.  Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.

 

Недельный план внеурочной деятельности

Направление

Наименование рабочей программы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Духовно- нравственное Этика: азбука добра 1 1 1 1 4
Социальное Я и мой мир 1 1 1 1 4
Общеинтеллектуальное Мои первые проекты 11 1 1 1 4
Спортивно- оздоровительное Подвижные игры 1 1 1 1 4
общекультурное Художественная мастерская 1 1 1 1 4
  ИТОГО 5 5 5 5 20

 

Годовой план внеурочной деятельности

Направление

Наименование рабочей программы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Духовно- нравственное Этика: азбука добра 33 34 34 34 135
Социальное Я и мой мир 33 34 34 34 135
Общеинтеллектуальное Мои первые проекты 333 34 34 34 135
Спортивно- оздоровительное Подвижные игры 33 34 34 34 135
общекультурное Художественная мастерская 33 34 34 34 135
  ИТОГО 165 170 170 170 675

 

 

 IV.Программно-методическое обеспечение

плана внеурочной деятельности

 

Программы внеурочной деятельности направлены:

- на расширение содержания программ общего образования;

- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

  Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы по внеурочной деятельности должны соответствовать нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Типы образовательных программ, реализуемых во внеурочной деятельности:

-  комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

 -    тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используют при этом возможности различных видов внеурочной деятельности;

     - образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную категорию, например: 1-й класс — первый уровень, 2- й класс  — второй уровень, 3-й класс — третий уровень и др.);

-    образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.);

 -   индивидуальные образовательные программы для обучающихся.

 Программы внеурочной деятельности согласовываются  на школьном  методическом объединении, рассматриваются на педагогическом  совете ГБОУ лицей № 144 и осуществляется  их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором ГБОУ.

Программа, реализуемая во внеурочной деятельности, включает в себя следующие разделы:

  • Титульный лист.

  • Пояснительная записка

  • Учебно-тематический план

  • Содержание курса

  • Ресурсное обеспечение реализации Программы

  • Ожидаемые результаты

.

V.    Информационное обеспечение организации

        внеурочной деятельности обучающихся

   на ступени начального общего образования

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности ГБОУ лицей № 144 включено:

• проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

• информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);

•      создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

•     информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности   играет Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Имя и e-mail обязательны.

*