Школьная служба медиации

В лицее действует служба медиации (примирения).

Медиация – это одна из технологий альтернативного урегулирования споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»), с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условиям его разрешения.

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, а также основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора.

 

Цели школьной медиации можно сформулировать следующим образом:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспектора, дети, подростки) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка – их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты ещё в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Роль медиатора:

  • Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы.
  • Медиатор, будучи осведомлён о человеческих чувствах, не учитывает их.
  • Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий.
  • Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат.
  • Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом.
  • Медиатор обязан быть нейтральным.
  • Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам.
  • Медиация – структурированный процесс, который обычно ограничен одной или несколькими сессиями.

Нормативно-правовая база 

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ

Федеральный закон №193-ФЗ от 27 июля 2010 г.

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию "О совершенствовании деятельности школьных служб медиации" от 21.10.2016г.

Методические рекомендации по организации служб медиации в Санкт-Петербурге (утв. постановлением совместного заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга и Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга от 05.12.2019 №6/51/2019г.)

Локальные акты

Приказ об организации деятельности службы медиации в ГБОУ лицея № 144 Калининского района Санкт-Петербурга на 2024-2025 учебный год

План работы службы медиации ГБОУ лицея №144 на 2024-2025 учебный год

 

Положение о службе медиаци ГБОУ Лицея №144 Калининского района Санкт-Петербурга

Читаем о медиации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Имя и e-mail обязательны.

*