Проект «Моё представление о дружбе»

Проект учащихся 4 «В» класса лицея №144 Калининского района г.Санкт-Петербурга

2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Кормановская Ирина Сергеевна Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Задачи: формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях; развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление; воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства. способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе; воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу; способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Этапы проекта.

Введение в проект – учитель объяснил учащимся суть проекта, его значимость и актуальность (Каждый человек имеет своё представление о дружбе и в жизни без дружбы прожить очень трудно, практически невозможно. Любому нужна поддержка, понимание, помощь, но прежде всего общение. Как оно складывается, это зависит от отношений между людьми, их симпатий, нравственных принципов каждого человека и правил, принятых в обществе. Легко жить тогда, когда тебя окружают друзья. Рядом с ними можно преодолеть любые трудности. Но как найти настоящего друга и сохранить дружбу? Это нелёгкая задача для каждого человека.)

Подготовительный этап – учащиеся по желанию распределились на три группы: исследователи, эксперты, законодатели. Учитель представил детям, чем будет заниматься каждая группа.

Учащиеся 1 группы должны поработать со словарями, пословицами, поговорками и изречениями философов о дружбе и друзьях. Учащиеся 2 группы должны разобрать жизненные ситуации, связанные с представлениями о дружбе. Еще подготовить инсценировки для обсуждения в классе. Учащиеся 3 группы должны были разработать «Законы дружбы» и представить их на обсуждение класса.

Основной этап– работа в группах по поиску и отбору материала;

Группа исследователейс помощью учителя составила план работы: 1.Лексическое значение слов «ДРУЖБА, ДРУГ» (в толковом словаре). 2.Слова-родственники (однокоренные). 3.Слова-друзья и слова-враги (в словаре синонимов и антонимов). 4.Высказывания о дружбе и друзьях известных людей. 5.Слово в русском фольклоре (в пословицах, поговорках).

Группе экспертов было предложено разобрать две ситуации, ответить на вопрос: - Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. Готовили инсценировки для обсуждения в классе для других групп.

Группа законодателейразрабатывала свод законов о дружбе.

Заключительный этап – представление работы каждой группы всем учащимся класса, обсуждение, подведение итогов и принятие свода законов дружбы. Исследователи представили свою работу согласно плану в виде выступления, презентации альбома пословиц и поговорок разных народов, высказываний известных людей. А так же предложили ребятам других групп игру «Собери пословицу и объясни ее смысл». Эксперты обыграли предложенные им ситуации и рассказали ребятам, какой выход они видят. Предложили ситуации для обсуждения другим группам. Ребята координировали обсуждение и помогли сделать правильный вывод. Законодатели рассказали о своей работе: «Мы достаточно долго разрабатывали свод законов о дружбе. Сначала нам показалось, что это достаточно легко, но это не так. И поэтому мы, как в Государственной Думе, их несколько раз переделывали и вот что у нас получилось:

Законы дружбы.

1. Делиться новостями, успехами или неудачами. 2. Уметь хранить чужие тайны. 3. Радоваться вместе с другом успехам, победам. 4. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 5. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе. 6. Не создавать неловких ситуаций 7. Не критиковать друга в присутствии других людей. 8. Уважать право друга иметь других друзей кроме себя. 9. Всегда выполнять свои обещания. 10. Доверять. В завершение каждой группе было предложено создать плакат «Мое представление о дружбе». Итог: принят свод законов дружбы, созданы плакаты. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящий друг, то он может прийти на помощь, помочь в трудную минуту. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно уметь отличать настоящую дружбу от совершенно других отношений, а для этого, в первую очередь, надо знать, что же представляет собой дружба!