Учебный проект учащихся 1-х классов «Моя первая Азбука»

Авторы проекта :   Желнова И.М., Семикопенко Г.Н.,  РакаеваМ.В. (учителя  начальных  классов)

Консультант  проекта: Салова И.Г.

Тип проекта: по количеству участников – групповой.

По характеру результата -  творческий, практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности учащихся.

По характеру участия учителя в детском проекте – координация действий учащихся.

По  продолжительность проекта  - долгосрочный ,  7 месяцев( сентябрь-март).

Возраст учащихся – 7 - 8 лет (1 класс) .

Форма представления продукта проекта - выпуск сборника  «Азбука будущего первоклассника», сборника рассказов «Моя любимая буква» и презентация данных работ на «Празднике Букваря» .

Информационно – методическое  обеспечение :

  • Долгушина Н. Организация  исследовательской  деятельности  младших школьников. // Начальная  школа. (Первое  сентября) – 2006 г. №10 с.8.
  •    Прокофьева Л.Б. Открытые  образовательные  технологии: исследовательская  деятельность  школьников. // Школьные  технологии №4. Москва, 2006г. с. 108.
Материально – техническое  оснащение: компьютер, обучающие программы, энциклопедии, толковые и орфографические словари, учебник по обучению грамоте «Букварь» О.В.Пронина, электронные справочники и книги для детей серии «Я  познаю  мир».

Главная идея проекта - совместная, творческая, учебно – познавательная и игровая деятельность, направленная на достижение общего результата.

Дидактические цели  проекта :

  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • расширить читательский кругозор;
  • повышать интерес к изучению учебного предмета.
Методические задачи  учебного  проекта:

Обучающие: формирование  предметных умений ( расширить и углубить знания по фонетике и графике русского языка; совершенствовать словарный запас).

Развивающие: формировать метапредметные действия (творческие способности учащихся; познавательные способности учащихся, коммуникативные умения).

Воспитательные: формировать личностные умения (прививать навыки работы в коллективе, воспитывать  трудолюбие).

 

Умения, приобретаемые учащимися в ходе работы над  проектом:

Регулятивные: учиться выбирать и обосновывать тему, составлять план работы, работать по плану.

Познавательные: пользоваться словарями и справочниками, извлекать информацию.

Коммуникативные: выступление, умение работать в паре, группах, в группах сменного состава, учиться слушать и понимать других, умение выражать свои мысли.

Личностные: развивать интерес к языку, сочувствовать другим людям.

 

Погружение  в  проект.

Этап  I.  Подготовительный, организационно – мотивационный.

1. Настрой учащихся на интересную совместную работу учитель – ученик – родитель. Чёткое  и  конкретное  объяснение  учителем  понятий : «проект», продукт.

2. Проведение  анкетирования  родителей  и  учащихся  с  целью  выявление  понимания  сути  проектной  деятельности.

3. Определение тем проектов. Формирование исследовательских задач.

В результате обсуждений были предложены разные  темы,  например, Морская Азбука, Рыцарская Азбука, Легенды цветов и др..

На данном этапе была определена степень участия родителей в проектно-исследовательской деятельности и определён конечный результат (продукт -создание своей первой азбуки и защита на «Празднике Букваря»).

Этап  II    Технологический , выполнение  проекта.

1.Поиск и обработка информации.

2.Представление материала на промежуточных этапах работы.

3. Корректировка проекта со стороны учителя, родителей, учащихся.

4.Учащиеся оформляли свои странички  Азбук и выставляли на всеобщее обсуждение в электронном и печатном виде.

Традиционно  дети искали  информацию , нужные  данные  в  библиотеках. Очень  важно, чтобы они на данном этапе  научились пользоваться электронными справочниками, поиском  информации в интернете. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»  экскурсии, наблюдения , беседы. Учащиеся оформляли  свои странички, представляли  их на уроках. Проводился конкурсный отбор творческих работ, которые после обсуждения  корректировались. Таким образом  учащиеся готовились   к заключительному этапу работы над проектом.

Этап III. Заключительный (презентация  проекта).

На  этом  этапе  подводились  итоги, проводился  анализ  и  оценка деятельности всех участников проекта.

Учащиеся оформили свои творческие работы с помощью компьютерных технологий, рисунков, сочинений, фотоотчётов, поделок, были подготовлены и представлены публичные выступления учащихся классов, создан  сборник «Азбука будущего первоклассника», выпущен сборник сочинений «Моя любимая буква», на празднике были представлены все работы учащихся.

Поведение  итогов.

«Праздник Букваря», награждение дипломами « Участник проекта», подарок от родителей – толковый, орфографический, этимологический, словообразовательный словари, подарок  от  библиотекаря – посещение  школьной библиотеки, посвящение  в  читатели.